Психографические методы в работе с персоналом

  • Psycho.ru

О.Ф. Потемкина

Психографические методы относятся к классу проективных. Они дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д.

В ходе исследований (на основе анализа 25 тысяч рисунков детей и более 10 тысяч рисунков взрослых различных профессий) в структуре рисунков, получаемых в ходе выполнения графических тестов, удалось выявить устойчивые параметры. Эти параметры, как показывает практика, можно связать с личностными характеристиками.

Далее мы приведем результаты наиболее интересных практических исследований соотношения особенностей рисунка и психологических особенностей личности. Данные приводятся по материалам книги О.Ф. Потемкиной «Графические методы в практической психологии».

Типология — система классификации людей по типам с учетом связи между их физическими или психологическими особенностями (иными словами — по типам личности). В свое время К. Юнг обратил внимание на то, что всем людям хочется отличаться друг от друга своей яркой индивидуальностью. Однако индивидуальные черты личности при всей их оригинальности имеют тенденцию быть схожими у групп людей, что позволяет исследователям говорить о различных типах личности, создавать типологию, то есть классификацию личностных типов.

Большинство современных психологов признают, что личность человека определяется комплексом устойчивых признаков, таких как темперамент, характер, чувствительность, мотивации, способности, нравственность, привычки и другие свойства, обуславливающие ход мыслей и поведения, присущие конкретному индивиду в процессе его адаптации к различным жизненным ситуациям.

К. Юнг (1923) выявил 16 типов личности на основе встречающихся у людей черт экстравертированности (открытых для общения) и интровертированности (замкнутости).

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил выдвинуть идею об экстраверсии и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типология Юнга основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Исходя из разработанной концепции, К. Юнг предлагает рассматривать восемь основных, или фундаментальных, типов личности:

  1. экстравертированный мыслительный
  2. интровертированный мыслительный
  3. экстравертированный ощущающий
  4. интровертированный ощущающий
  5. экстравертированный чувствующий
  6. интровертированный чувствующий
  7. экстравертированный интуитивный
  8. интровертированный интуитивный.

Английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч рисунков, пришел к весьма важному заключению: все разнообразие форм художественного выражения также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм художественного выражения Проведя основательную работу по типологизации рисунков, он обнаружил, что все это множество принципиально можно разделить на восемь видов. Более того, эта типология рисунка вполне пригодна для классификации любых рисунков, созданных людьми, независимо от их возраста, пола, квалификации и рода занятий. Для обозначения восьми видов рисунков Г. Рид использовал следующие понятия: эмфатический, гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный, — и для каждого из них выделил основные характеристические признаки:

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) — характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок — характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например: «болит ухо», «голова болит» и т. д.

3. Ритмический рисунок — в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т. д.

4. Структурный рисунок — главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города.

5. Органический рисунок — в нем отдается предпочтение органически естественным формам: например, деревьям, людям, животным и т. д.

6. Перечисляющий рисунок — в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы.

7. Декоративный рисунок — обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т. д.

8. Имажинарный рисунок — обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги или созданный собственной фантазией.

Как уже указывалось, Г. Рид сделал попытку установить соотношение между психологическими типами личности (по Юнгу) и формами его художественного выражения, что отражено в таблице

Таблица

Тип личности

Вид рисунка

Экстравертированный

Мыслительный Ощущающий

Чувствующий Интуитивный

Перечисляющий Эмфатический

Декоративный Ритмический

Интровертированный

Мыслительный Ощущающий

Чувствующий Интуитивный

Органический Гаптический

Имажинарный Структурный

Ниже приведено краткое описание особенностей видов рисунка, представленного типами личности, в соответствии с психологической типологией К. Юнга.

1. Экстравертированный мыслительный тип — перечисляющий рисунок

На рисунке — изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны с общим сюжетом, то есть простое перечисление. Это рассудочные люди, действующие, исходя из интеллектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или к созданию общих концепций из разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных не прерывается, а объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то он может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя, и других хотел бы втиснуть в свою схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства».

Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип — эмфатический рисунок

 

Рисунок отражает стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений. У людей этого типа критерий ценности — та или иная, сила ощущений. При этом наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Это люди осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Вариации — от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревности или состояния страха, фобии, в навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы аффективные нажимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип — декоративный рисунок

Для рисунка, выполненного данным человеком, характерно рисование орнамента, узора, цветов и т. п.

Этот тип наиболее часто встречается среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип — ритмический рисунок

Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой человек стремится достичь наибольшего. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна указать выход из положения. Часто объекты представляются преувеличенно ценными (обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации), но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Такой человек обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока». Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип — органический рисунок

Мышление людей данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образец воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что человек может рядом с ним чувствовать себя лишним, ненужным или отвергаемым как помеха.

6. Интровертированный ощущающий тип — гаптический: рисунок

Такой человек ориентируется на то, что происходит в данный момент, и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, то есть между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они Объективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему объекты имеют право на существование, отличается странностью, субъективностью поступков, на окружающих данный тип людей действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других, вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художественных способностей самовыражения их впечатления уходят вглубь, а при наличии — выражаются архаически банальными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция.

7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок

Такой человек постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок; глубину этого чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, трудно доступными; такой человек, подобно мимозе, «свертывается» от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи: Бог, свобода, бессмертие имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего озабочен своим «Я» и делается несимпатичным. Интровертированному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в зависимости от фактов, провозглашается отречение от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции собеседника. Если чувства заняты более высоким, чем эгоцентрическое «Я», то человек остается в норме.

При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что думают другие», подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интриг и подстрекательств.

8. Интровертированный интуитивный тип – структурный рисунок

 

Интуиция людей этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Такой человек относится со вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдает особенности изменения объекта. Обычно это – мистик, мечтатель и провидец с одной стороны, фантазер и художник – с другой. Углубление интуиции часто ведет за собой удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своего ближайшего окружения. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением.

Таким образом, с помощью рисуночного теста (например, «Свободный рисунок»), возможно в кратчайшие сроки определить личностные особенности человека при условии соответствующей квалификации специалиста по оценке.

В число применяемых для оценки персонала психографических методик входят: «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Дерево».

 

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Этот тест предложен нами для более детального рассмотрения как наиболее удобный для экспресс-диагностики в процессе собеседования. Тест прост в исполнении и его результаты формализованы, возможна быстрая интерпретация и проверка в процессе собеседования.

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества используемых фигур была равна 10. Если при рисовании Вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние; если же Вами использовано меньше фигур, чем 10, необходимо нарисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции на листе №1.»

По окончании рисования необходимо повторить рисунок на листах №2 и №3.

Материал. Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе №2 — второй, на листе №3 — третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных на изображение человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни изображают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение его автора к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных фигур в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики (более тонкий анализ позволяет выделить типологию «второго уровня», в которой можно определить 63 подтипа с соответствующими им психологическими характеристиками).

Типы — это наиболее сильно различающиеся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.

Характеристики типов и подтипов нуждаются в постоянном уточнении. К настоящему времени они описываются весьма краткими характеристиками. Дальнейшая конкретизация этих характеристик возможна при увеличении статистической выборки и комплексирования теста с другими тестовыми методиками путем выявления корреляций между психологическими показателями. Типологическая характеристика основана на частоте встречаемости определенного типа среди представителей той или иной профессии, а также на экспертной и субъективной валидности, полученной в результате большого числа бесед и наблюдений при обследовании. Результаты, полученные с помощью данной методики, сопоставлялись с показателями цветового выбора в тесте М. Люшера, показателями темперамента по опросникам А. Айзенка, В. М. Русалова и с данными теста «Дерево».

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучная с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из квадратов строить что-либо легче, чем из других фигур, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как техническая конструктивная фигура, «технический модуль»

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий:

901

802

703

604

505

406

307

208

109

 

910

811

712

613

514

415

316

217

118

019

 

820

721

622

523

424

325

226

127

028

   

730

631

532

433

334

235

136

037

     

640

541

442

343

244

145

046

       

550

451

352

253

154

055

         

460

361

262

163

064

           

370

271

172

073

             

280

181

082

               

190

091

Приведем характеристики типов и подтипов.

I тип— «руководитель»

 

Обычно это люди, имеющие склонность к руководству и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими людьми удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют ель в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно — у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или преподавательский подтип — 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно. Это относится ко всем характеристикам.

II тип — «ответственный исполнитель»

 

Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто такие люди страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

 

III тип — «тревожно-мнительный»

 

Характеризуется разнообразием способностей: от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 414, 424, 433, 442, 451, 460.

Формула 415 — «поэтический подтип»; обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

 

IV тип — «ученый»

 

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать свои теории по любому вопросу. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную кропотливую работу; 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познанием жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

 

V тип — «интуитивный»

 

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью, легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которыми стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, то есть предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства касающихся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или людей с повышенным интересом к психологии; 244 — обладает способностью литературного творчества; 217 — обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 — большой потребности в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

 

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник»

 

Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением; они часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же как интуитивный тип, живут собственными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 128, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

 

VII тип — «эмотивный»

 

Такие люди обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии. В результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451,460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

 

VIII тип

 

Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Люди этого типа обычно не чувствуют чужих переживаний или относятся к ним с невниманием и даже усиливают давление на других. Если это хороший специалист, то он может заставить людей делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарий к тесту. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

  • при наличии шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается ли так, что вас слишком легко обидеть?»
  • ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
  • кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»
  • на голове шляпы в виде квадрата или треугольников одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;
  • при наличии шляпы во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете полосу скованного положения?»
  • полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком? »
  • одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»
  • одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»
  • кружка на теле человека: «Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?»
  • треугольника на теле человека: «В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».

Так в процессе комментируемого общения можно установить доверительный контакт с собеседником.

В заключение необходимо отметить, что первый рисунок представляет собой, как правило, доминирующий тип, второй - тип, присутствующий как состояние, а третий – будущие перспективы.