Неформальность в кубе

Елена Мулярова

Инициатива привнесения в офис неформальностей сегодня все чаще исходит не от отдела по персоналу, а из службы маркетинга и рассматривается как внутрикорпоративный пиар.

Стены московского офиса компании WoolStreet украшают рисунки детей сотрудников на заданные темы: «мама на работе», «наши выходные», «моя семья». «От этих рисунков идет такой заряд искренности и позитива!» — улыбается генеральный директор компании Петр Бродовский. Детское творчество можно увидеть и на стенах офиса компании Upeco — не только рисунки, но и фотографии и даже сочинения детей сотрудников. «Это трансляция того, что люди и их семьи для нас главная ценность. Это создает позитивное настроение и придает сотрудникам больше энергии», — говорит директор по персоналу Upeco Владимир Монич.

Кто диктует
Наталья Степанюк
генеральный директор IQ marketing
«Офисные стены могут обкрадывать человека, а могут и подпитывать. Нашу работу на 30–50% делает офис»

Агенты позитива

«А еще мы несколько раз в день проводим зарядку под энергичную музыку», — развивает тему Бродовский. Зарядка добровольная — уставший или заваленный работой сотрудник может отказаться. Добровольна и очень популярна у сотрудников компании «Экопси консалтинг» услуга под названием Spa Express — массаж специалиста прямо в офисе. «Главная идея этой инициативы — передохни, позволь себе расслабиться», — комментирует PR-директор компании Анна Савельева.

В офисе рекламного агентства «Ромул» висит баскетбольная корзина, в студии Артемия Лебедева стоят столы для настольного тенниса. Но все же 10 очков по десятибалльной шкале неформальности получает офис компании IQ marketing. «Целый этаж отдан под нужды сотрудников: там есть кухня, столовая, две спальни, массажный кабинет и, само собой, душ. А также огромные балконы, которые мы вовсю используем летом. В результате мы получили пространство, которое нам помогает», — говорит генеральный директор IQ marketing Наталья Степанюк.

«Работа в офисе сопряжена со стрессом, и вместо бесконечных перекуров гораздо полезнее покидать мячик. А для клиентов или потенциальных работников наличие в нем баскетбольной корзины станет запоминающимся моментом, будет работать на создание положительного имиджа компании», — полагает генеральный директор кадрового агентства Apriori Алексей Ефремов.

«У нас любят работать творческие люди со всего мира: мы регулярно ставим у себя парты для английских дизайнеров и польских режиссеров. Не говоря уже о клиентах, которые настаивают на встрече именно у нас. И мы это приветствуем, поэтому наш креатив лучше продается у нас, а не в скучных стенах клиентов», — смеется Степанюк.

Для перечисленных выше компаний характерны также отсутствие строгого дресс-кода, относительно свободный график работы и обращение на «ты» между всеми сотрудниками, включая топ-менеджмент. «Такая форма коммуникации позволяет быстрее и легче решать вопросы, — объясняет Монич. — Сотрудник может напрямую позвонить акционеру и договориться о встрече где-нибудь в чайной, предложить какую-то идею и отстаивать ее. Учредители Upeco действительно открыты и доступны для общения с командой».

Подобные к подобным

«Принятый в компании стиль офисной жизни на 99% зависит от личности владельца компании при условии, что он ею действительно управляет», — считает Монич. «Между личностью руководителя и принятым в офисе стилем корреляция самая прямая, — убеждена Степанюк. — Человеку нужен свет и воздух. Хотите убить в нем все творческое — посадите его в тухлый, душный офис с разнарядкой 2 кв. м на человека. Когда я искала помещение для офиса, риэлторы называли меня сумасшедшей. Но я нашла, что хотела: мы сидим на чердаке, у нас огромные потолки, а переговорные, предназначенные для внутренних мозговых штурмов, сделаны в виде стеклянных кубов трех цветов — оранжевого, зеленого и фиолетового. Можно ловить подходящее настроение». А еще, поскольку топ-менеджмент IQ marketing увлечен кино, в агентстве регулярно устраиваются просмотры кинофильмов.

«Инициатива привнесения в офис неформальностей часто исходит не от отдела по персоналу, а из службы маркетинга, т. е. подобные вещи рассматриваются, скорее, как внутрикорпоративный пиар и создание внешнего имиджа привлекательного работодателя», — полагает Ефремов.

Неформальности недопустимы в компаниях, работающих напрямую с клиентами (банки, магазины, страховые компании и т. д.), а также для сотрудников секретариата даже самых неформальных компаний. «Цели, задачи и функционал финансовой компании не позволяют руководству устраивать для подчиненных игры в нарды в рабочее время», — категорична руководитель департамента «Банки и инвестиции» кадрового агентства Apriori Ася Гушанская. «Массаж, теннисные столы, творческий беспорядок и отсутствие иерархии — все это уместно там, где творчество важнее, чем дисциплина, но не в банках или на заводах, — согласен генеральный директор “Экопси консалтинг” Павел Безручко. — Но я бы провел границу между неформальностью и неряшливостью. Бардак никого не красит». Хотя даже он порой способен установить взаимопонимание. «Устав от формальной обстановки на старой работе, я пошел устраиваться на новую. Оделся похуже — в кеды, потрепанные штаны, майку. Подумал — не возьмете такого, значит, и вы мне не нужны, — рассказывает программист Михаил Чернышев. — Дверь открыл примерно так же одетый господин, провел на кухню и, извинившись, начал убирать оставшиеся после вчерашней пьянки стаканы. Так я и устроился на работу».

До известного предела

«Неформальность для нас обусловлена рациональным подходом, — говорит Монич из Upeco. — Через неформальное общение люди по-настоящему узнают друг друга, выстраивают взаимоотношения и становятся единомышленниками, и это упрощает их совместную деятельность».

При этом работники даже самых неформальных офисов понимают, что все хорошо в меру. «Наши сотрудники регулярно засиживаются до глубокой ночи. Мы долго спорили, нужен ли нам в офисе душ, но решили ограничиться раскладушкой. Надо же давать людям повод вернуться домой», — смеется Савельева из «Экопси консалтинг».

Ведомости