Социальный маркетинг

Алексей Хавыло
Социальный маркетинг – это процесс разработки и реализации программ (мероприятий), направленных на создание и развитие отношений с представителями целевых аудиторий, cцелью удовлетворения  их потребностей.
Сегодня все больше корпораций начинают заниматься проблемами общества. Минули те времена, когда можно было быть успешным просто удовлетворяя спрос потребителей. Чтобы выглядеть в глазах потребителей наилучшим образом, компании вынуждены решать проблемы общества. Сейчас это принято называть социальным маркетингом или корпоративной социальной ответственностью.
Многие люди, знакомые с коммерческим маркетингом, полагают, что это понятие означает только лишь торговую или рекламную деятельность. На практике же социальный маркетинг охватывает буквально все сферы деятельности компании.
Не нужно путать социальный маркетинг с благотворительностью. Задача социального маркетинга – укрепление бренда в глазах потребителей. Компании нужно продемонстрировать, что именно она занимается благотворительностью.
Термин социальный маркетинг появился в начале 1970-х годов. В настоящее время социальный маркетинг разделяют на три составляющие: спонсорство (продвижение брендов), фандрайзинг, и стимулирование продаж.
Спонсорство – это наиболее популярный вид социального маркетинга. Это, как правило, оказание определенной помощи отдельным группам населения. Демонстрация обществу того факта, что компания заботится о нем. Обычно спонсорская помощь направлена либо на малоимущие слои населения, что вызывает определенный резонанс в СМИ, либо на спортивные мероприятия, что дает хороший рекламный отклик.
Фандрайзинг – это комплекс мер, направленных на объединение разрозненных ресурсов с целью улучшения социально-экономического положения региона, в котором расположены эти ресурсы. К фандрайзингу относят такие мероприятие как сбор средств через промышленные компании, конкурсы на гранты от благотворительных фондов, объединение компаний для создания важного социального проекта и так далее.
Стимулирование продаж – это акции, направленные на формирование у потребителей (клиентов) определенной сопричастности какому-либо благотворительному или социально-полезному мероприятию. В качестве наиболее яркого примера следует привести сеть популярных ресторанов McDonald’s, которая периодически устраивает акции, при которых каждый покупатель картошки фри помогает детским фондам. В данном случае солидный процент от каждой проданной пачки картофеля уходит в эти фонды.
Социальный маркетинг является составной частью международной маркетинговой практики, нацеленной на совершенствование социальной сферы. Несмотря на простоту данного определения, цели и направления деятельности, которые из него вытекают, являются новыми для многих российских организаций.

Отношения с потребителями

«Продолжительность жизни» организации зависит от способности ее сотрудников, членов и руководителей поддерживать позитивные отношения с людьми, в интересах которых организация была создана. Наличие этих отношений обеспечивает организации поддержку со стороны этих людей в сложныепериоды ее существования и в целом укрепляет позиции организации в обществе.

Удовлетворение потребностей

Негосударственные некоммерческие организации создаются для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Использование идей и технологий социального маркетинга позволяет ориентировать работу сотрудников организации на интересы тех людей, для которых данная организация существует.

Целевые аудитории

Никому не под силу заниматься проблемами всех без исключения членов общества. Какой бы крупной и обеспеченной ни была организация, она все равно обладает ограниченными человеческими и материальными ресурсами. Социальный маркетинг позволяет сфокусироваться и оказывать эффективную помощь отдельным группам населения, так
За счет реализации программ, направленных на удовлетворение потребностей конкретных людей, организация становится более устойчивой и эффективной. Чем шире круг людей, чьи потребности удовлетворяет организация, тем большим авторитетом и уважением она пользуется.

История социального маркетинга

В послевоенные годы спрос на товары и услуги был чрезвычайно высок. Однако уже в начале 50-х годов представители бизнеса стали отмечать, что недостаточно просто создать продукт и выбросить его на рынок. Потребность в предметах первой необходимости постепенно иссякала. Людям требовались продукты и услуги, выходящие за рамки этой категории.
Производящие компании отреагировали на падение спроса. Началось изучение отдельных сегментов потребительского рынка. Это позволяло лучше понять те потребности, которые были у людей на тот момент или даже те, которые вот-вот появятся. Стало очевидно, что обращаясь непосредственно к людям, изучая их ожидания, интересы компания может гораздо более эффективно удовлетворять целый спектр потребностей своих клиентов. А чем больше степень удовлетворения потребностей клиентов, тем выше объем продаж, а, следовательно, и прибыль.
Идеи маркетинга стала захватывать все сферы производства, сбыта и услуг. Фармацевтическая промышленность и здравоохранение не составили исключения. Именно через них в конце 60-х годов к обществу пришло понимание того, что маркетинг может быть социальным, и являться ценным инструментом для некоммерческих, благотворительных организаций.