Правила успеха вирусной кампании в Интернете

Brian Morrissey
Этот сайт не назовешь иначе, как фривольным. Посетителей приветствует квартет танцующих эльфов, у которых вместо лиц приклеенные фото. Вы можете приклеить эльфу любое фото и послать ссылку своим друзьям.

Этот сайт не является произведением искусства или чудом технологий, но кампания OfficeMax «Стань эльфом», завершившаяся на прошлой неделе, привлекла более 110 миллионов посетителей. По данным мониторинговых служб, сайт попал в топ-1000 самых посещаемых страниц более чем в 50 странах. Помимо впечатляющих цифр, кампании удалось достичь одной из основных целей любого вируса: стать частью поп-культуры. Несколько местных телеканалов и передачи Today Show и Good Morning America создали аналогичные танцевальные приветствия для своих телезрителей. «Стань эльфом», придуманная и запущенная агентствами Toy из Нью-Йорка и EVB из Сан-Франциско - это одна из тех вирусных кампаний, которая имела успех в отличие от многих аналогичных акций с применением флеш-технологий. Ее секрет: сделай все максимально простым, используй индивидуальный подход и дай людям повод переслать это другим. Такие сайты наверняка не получат наград и не вызовут восхищения у арт-директоров, но они привлекут много людей, потому что удержались от чрезмерного увлечения наполнением страницы.

«У всех и так сложная жизнь. Я не могу поверить, чтобы в онлайне людям нравилось вообще разбираться в чем-либо, - говорит Боб Такер, директор по маркетингу OfficeMax, - а вот ссылки рассылают как 88-летние женщины, так и 8-летние дети.»

«Стань эльфом» пошла по следам простеньких сайтов, которые имели высокую популярность, благодаря тому, что сделали ставку не на технологии, а на индивидуальный подход. 40 миллионов аваторов Симпсонов было сделано во время кампании Simpsonize Me для Burger King, которая проводилась этой весной. На сайте Doggie Mail , запущенным для продвижения кормов Purina, в течение 11 месяцев 1 миллион пользователей разместили фотографии своих домашних питомцев на портрете с Монализой.
Сравните эти успешные кампании с более технически продвинутыми сайтами вроде «Супергероя» компании Verizon, где при помощи сложного графического движка можно было создать трехмерного персонажа и снять минифильм с его участием. Процесс занимал от 10 до 15 минут, но из-за того, что он был очень сложным, Verizon требовалось еще 24 часа, чтобы послать готовый ролик посетителю сайта.
Несмотря на то, что сайт широко обсуждался в рекламной индустрии, от него отказались, когда новый директор по маркетингу Verizon решил сконцентироваться на более традиционных приемах вроде адресной рассылки. В Verizon отказались предоставить информацию по количеству сделанных фильмов, но посещаемость сайта не превысила порога попадания в рейтинги компаний, мониторящих Интернет.

«Пока концепт выскокачественен, тебе простят многое, - говорит Тарас Вайнер, аккаунт-менеджер Verizon в R/GA, - качество этого концепта было очень сильно завязано на технологиях.» Выбор очень сложно сделать, особенно когда креативщики с каждым годом получают в свое распоряжение все больше новых технологий. OfficeMax сосредоточились на том, чтобы сохранить простоту «Стань эльфом» в следующей своей кампании. Единственным нововведением стала возможность сделать нескольких эльфов сразу. Такой подход себя оправдал. В результате трафик в этом году увеличился в пять раз.

«Интерактивные агентства чаще всего заблуждаются, полагая, что сайт не будет интересен людям, если они не задействую в нем новейшие технологии, - говорит Даниэль Штайн, - гендиректор EVB, - это мнение ошибочно.»
«Желание все усложнить действительно присутствует,» - утверждает Боб Райли, креативный директо Crispin Porter + Bogusky. Для Бургер Кинга, агентство создало сайт, на котором посетители могли прикреплять усы к своим фото. Посетителей удерживали тем, что нужно было регулярно возвращаться и ухаживать за растительностью над верхней губой. «В конце концов людям становилось смешно от разросшихся кустов на своей физиономии,»- говорит Райли.

Crispin использовало те же приемы, когда они и агентство Pitch сделали «Simpsonize Me» для сети Burger King. На нем можно было создать свой аватар в стиле Симпсонов и вставить его в какую-либо сцену. «Мы решили остановиться, подумав, а как это может зацепить? - говорит Райли, - если вы не сможете описать это одним предложением, то ничего не сработает.»

Нью-Йорское агентство Oddcast может похвастаться впечатляющим списком успешных вирусных сайтов. Помимо DoggieMail они разработали первую версию Monk-e-Mail для CareerBuilder, которая позволяла посетителям рассылать говорящих персонажей из телероликов компании. Сайт посетило 25 миллионов пользователей. Но у Oddcast были не только хиты. В прошлом году они сделали сложную программу для телефонной компании Jaduka, которая позволяла посетителям создавать анимированного персонажа, записывать для него слова, а потом посылать друзьям, чтобы те добавляли свои, продолжая начатую историю. «Такая акция очень интересна, но в ней есть риск чрезмерного усложнения процесса и потери эффекта немедленного удовлетворения, которого ожидает посетитель сайта. Если вы не заинтересовали его в первые две секунды, вы его потеряли, - говорит .
Самое сложное - это быстро завладеть вниманием людей. «Стань эльфом» была всего лишь одной из двадцати площадок, запущенных OfficeMax в 2006 году, и единственной имевшей успех. «Правил нет, и в следующем году они все равно поменяются, - говорит Ари Меркин из Toy, - все, что вы можете сделать - оказаться в нужном месте в нужное время.»

AdWeek.com