Анализ данных о посещаемости: современные инструменты и технологии (1)

Артем Овечкин
Начав зарабатывать на интернет-проектах, многие специалисты (особенно это касается фрилансеров) заражаются опасной и практически неизлечимой болезнью.

Ее научное название - "маниа статистика", а в обиходе ее обычно описывают как "неудержимое желание постоянно рефрешить статистику", то есть любоваться прирастающими копеечками в какой-либо системе онлайн-заработка или количеством посетителей в сервисе статистики, о которых сегодня пойдет речь в нашей статье.

Конечно, насчет мании - это шутка. Грамотный анализ данных посещаемости просто необходим любому желающему развить свой проект сайтовладельцу, а уж для SEO-специалиста это дело первостепенной важности. Однако не все йогурты одинаково полезны, а не все инструменты анализа статистики посещаемости дают одинаковые возможности и удобства.

Почему к выбору инструмента нужно отнестись с особым вниманием?

Несмотря на усилия разработчиков, мощные системы обработки веб-статистики остаются и, наверное, навсегда останутся достаточно сложными продуктами - именно в силу своих серьезных возможностей. Для эффективной работы следует знать используемый сервис как свои пять пальцев. Хотя ничего особенно сложного, повторимся, в освоении такого рода систем нет, просто нерационально изучать их все - предоставляемые возможности практически одинаковы.

Бесплатный сыр или платная сырость?

Опыт показывает, что выбор можно свести к дилемме: Google Analytics (бесплатный сервис от не нуждающейся в представлениях компании) и SpyLog (по большому счету платный сервис - примитивный бесплатный пакет "Кроха", предоставляющий куцые средства и хранящий статистику всего 10 дней, - не в счет). Чтобы оценить преимущества SpyLog, нужно иметь достаточно денег (на самую мощную версию придется выделить 3000 рублей в месяц) и не знать английского языка. Если вы читаете эту статью, то наверняка ранее не работали с такого рода системами, а потому вряд ли вас порадует перспектива сразу платить деньги. Мы рекомендуем Google Analytics - если вам чего-то не будет хватать, то вы сможете уже со знанием дела проанализировать предложения конкурентов (тот же SpyLog или Liveinternet), и если там будет критичная для вас возможность - перейти на них. Хотя Google Analytics развивается очень быстро, и, вполне вероятно, что к тому времени нужная вам функциональность появится и в нем.

Инструмент веб-маркетинга

Начинающего работать с веб-статистикой маркетолога обычно приводит в восторг обилие даруемых современными сервисами типа Google Analytics возможностей. И это оправдано. Вы не только сможете узнать, сколько человек посетило сайт за заданный промежуток времени, но и получить полный набор данных о движении пользователей по сайту:

  • откуда и с какими запросами приходят посетители - вы сможете оценить эффективность и ROI проводимых рекламных кампаний (SEO, AdWords, баннеры, рефералы, обмен ссылками, в какой-то мере даже оффлайн-реклама), распределение аудитории по поисковикам (что позволит оптимизировать вложения в поисковое продвижение), отношение количества посетителей, пришедших по релевантным - соответствующим тематике сайта - поисковым запросам, к числу посетителей, попавших на сайт по ошибке (например, если 10% посетителей вашего интернет-магазина тракторов попадает на сайт по запросу "как сдать квартальный отчет", то необходимо внести коррективы в методики поисковой оптимизации, поскольку среди этих 10% вряд ли найдется покупатель трактора и конверсия будет почти нулевой - гораздо лучше привлечь вместо этого "мертвого груза" неохваченную еще, но заинтересованную аудиторию);
  • как посетители движутся по сайту - какая страница чаще всего является "входом", сколько времени они проводят на каждой странице, какой процент посетителей полностью проходит целевой конверсионный маршрут (от входа до "кнопки заказа") - в Google Analytics именно для анализа "достижения целей" имеется удивительно удобный и функциональный инструмент ("воронки", funnel), какие страницы чаще всего становятся препятствием и местом схода посетителей с конверсионного маршрута.

Важно и то, что этими сведениями - представленными в форме наглядных и удобных, легко настраиваемых отчетов - можно поделиться с заинтересованными лицами (клиентами, начальством и т.п.) без необходимости давать им пароль к рутовому доступу - проще говоря, они могут посмотреть отчеты, но изменить ничего не смогут. У SpyLog эта функция доступна только в составе платных пакетов, в Google Analytics - бесплатно.

Как начать работу Google Analytics?

Зарегистрируйтесь на сайте сервиса, создайте аккаунт для своего сайта, вставьте предоставленный JavaScript-код в страницы сайта (их внешний вид при этом не изменится, счетчик невидим для посетителей - такая возможность есть только в платных пакетах SpyLog, а добрый Google дает ее по умолчанию). Если вы не знаете, как вставить код в страницы сайта, попросите сделать это техспециалиста вашей компании и не верьте, если он скажет, что это очень сложно и требует минимум неделю на подготовку. Серьезной квалификации требует анализ отчетов статистики и принятие на его основе стратегических и тактических решений. Хотя Google Analytics настолько продуман, что даже неспециалист интуитивно сможет разобраться в предоставляемых данных и начать действовать обоснованно.

Резюмируя все вышесказанное, сделаем вывод: если вы владеете английским языком, то остановите свой выбор на Google Analytics - это бесплатный инструмент, предоставляющий огромное количество возможностей и имеющих мощные встроенные системы предварительного маркетологического анализа и представления статистических данных. Не плывите в мире интернет-бизнеса вслепую, воспользуйтесь самыми современными и удобными технологиями!

e-xecutive.ru