Молодой специалист: как выгодно себя продать?

Светлана Герасимова
Вы – студент пятого курса. Впереди – защита дипломного проекта, а за ней свободная от лекций, зачетов и экзаменов жизнь. И первая настоящая работа. Чем заинтересовать работодателя, когда в руках только диплом о высшем образовании? Как произвести впечатление?

Установка на победу

В детстве нас часто спрашивали: «Кем ты хочешь быть?» Обычно малыши очень уверено отвечают, кем хотят стать в будущем. Однако лишь единицы воплощают свои мечты в жизнь. Кому-то выбрали профессию родители, кто-то искал институт поближе к дому, кто-то поступил «за компанию» с друзьями. Студенческие годы пролетели, и снова настало время выбора: где и кем работать?

Рекрутеры подтвердят, что диплом – это своего рода пропуск на рынок труда, но не более. Высшее образование само собой разумеющийся атрибут, как владение иностранным языком и компьютером. Профпринадлежность определяет стаж, которого у молодого специалиста нет. И никто не гарантирует, что с финансовым образованием вас охотно возьмут в банк, а «корочка» маркетолога отворит двери в отдел исследований рынка. Отнюдь. Молодой специалист – это, скорее, сотрудник широкого профиля, чья квалификация еще ничем не подтверждена. В этом его минус – устроиться на работу сложно, с другой стороны – несомненный плюс. Вы можете предлагать свою кандидатуру практически в любую компанию!

Составляем резюме

У многих молодых людей написание резюме вызывает панику. «Какое же это резюме, когда в нем указано только образование и личные качества?», - махнет рукой вчерашний студент. И будет не прав. Те, кто не первый год работает с молодежью, понимают, что рассказ о себе вы уместите в трех строках. Тем не менее, хорошее резюме потребуется при трудоустройстве. Не поленитесь и учтите требования к его составлению, это добавит вам «очков»!

Прочитав резюме, работодатель должен понять, чего вы хотите от будущей работы. Пожалуй, это главное требование. «Хорошее впечатление о кандидате складывается тогда, когда он четко определил свою цель, - отмечает Екатерина Ширяева, директор по работе с персоналом компании Делойт в СНГ, - вплоть до указания отдела и должности, где выпускник хотел бы работать. На мой взгляд, это положительно характеризует человека, который знает, к чему стремиться». Это мнение разделяет и Вячеслав Лосев, менеджер по подбору персонала компании «БАТ Россия»: «Важно указать цель, за счет этого ваше резюме выиграет даже при отсутствии стажа! Когда на собеседовании у вас спросят, что вы сделали ради ее достижения, подготовьте достойный ответ: поучаствовал в таком-то проекте, достиг того-то, изучил то-то. Поверьте, симпатии работодателя окажутся на вашей стороне!»

На этом совете, наверное, можно было бы остановиться. Если бы в резюме молодых специалистов так часто не закрадывались ошибки – от самых невинных до тех, что вызовут разочарованный возглас…

«Ошибки в резюме бывают разными – от орфографических до неправильного написания названия компании, - говорит Наталья Степина, менеджер по подбору персонала Procter&Gamble. – Эти мелочи могут испортить резюме даже очень хорошего кандидата. Чаще они возникают по невнимательности. Мой совет - выработайте привычку перечитывать и корректировать все документы, адресованные работодателю. Еще одна распространенная ошибка - неуместные для резюме выражения, например, «коммуникабельный до беспредела».

Соблюдайте политкорректность, ведь вы пишете рассказ о себе для взрослых серьезных людей, а не для молодежного глянца. «Резюме неопытных кандидатов часто написаны в залихватско-панибратском стиле, - рассказывает Анна Мушегян, менеджер по подбору персонала компании «Unilever». – На мой взгляд, резюме – не место для демонстрации остроумия. Например, мало кто оценит навык «владения дыроколом на уровне продвинутого пользователя».

Чего не стоит писать в резюме

  1. Хобби: бег, музыка, секс
  2. Навык выезда за границу (2 раза)
  3. Направляю свое резюме, чтобы получить о себе Ваше представление на предмет возможности использования в региональных вакансиях
  4. Делал заказы по нужде отдела продаж
  5. Причина увольнения – кризис жанра
  6. Родственников судимых заграницей не имею
  7. Грамотность, интеллигентность, автомобильность
  8. Латынью владею классно, разговорной практики, к сожалению, не было

Встречаются и более курьезные случаи. «Например, кандидат не указал свое имя, - вспоминает Вячеслав Лосев. – Он кропотливо трудился над резюме, решил добавить фамилию в последний момент… и забыл! Хорошо, если он оставил свои координаты». Кстати, контактную информацию многие действительно часто пропускают. «Случается, что в резюме нет ни телефона, ни электронного адреса, - говорит Екатерина Ширяева. - Кандидат может быть очень перспективным, а работодатель не сможет с ним связаться».

Мнения работодателей о том, каким должно быть «правильное» резюме молодого специалиста, расходятся. Кто-то считает, что форма подачи информации может быть свободной. «Мы воспринимаем резюме как начальную информацию о кандидате, - утверждает Ольга Семенова, консультант отдела людских ресурсов McDonalds Россия. – Если человек впервые пишет резюме и ни с кем не консультируется, у него выходит, скорее, развернутое письмо о себе. Мы не считаем это ошибкой, поскольку смотрим не на форму, а на факты, которые изложил кандидат».

Другие, наоборот, советуют уделить особое внимание структуре изложения. «Бывает, в резюме столько неструктурированной информации, что сразу не разберешься что к чему! Я считаю, что история о себе должна быть наглядной, поэтому не пренебрегайте параграфами, курсивом или подчеркиванием выделяйте главное», - советует Шали Габисония, генеральный директор КА HRG. Разумеется, не стоит злоупотреблять цветами и раскрашивать резюме в стиле арт-деко или использовать десяток различных шрифтов. Чувство меры уместно во всем. Тем более в резюме!

Еще больше разногласий обнаруживается, когда встает вопрос о том, нужно ли указывать опыт работы, не имеющий отношения к специальности. «Указывать места временной подработки нужно обязательно, - уверена Оксана Чехова, директор по персоналу Pfizer-Россия. – Это означает, что вы не жили за счет родителей, а стремились заработать сами! Если у вас есть тот или иной опыт – его не нужно стесняться, возможно, вы обладаете теми навыками, которые необходимы нашим кандидатам». «Если вы работали совсем недолго и не по специальности, возможно, об этом не стоит упоминать, - говорит Шали Габисония. – Нужно быть мудрым и предугадать, что захочет прочесть HR».

Шесть способов провалить собеседование

Итак, резюме составлено, разослано работодателям и кадровым агентствам, работающим с молодыми кадрами. И вот он, первый телефонный звонок – вас приглашают на собеседование. Как нужно себя вести?

Ольга Семенова: Не выдумывайте того, чего никогда не было! Интервьюер непременно уличит вас в обмане. Если вы чего-то не умеете или не знаете, не стесняйтесь, признайтесь в этом! Мы понимаем, что вы только начинаете карьеру. Расскажите о том, что умеете, чем увлекаетесь, чтобы мы оценили ваш потенциал.

Оксана Чехова: Не думайте, что, окончив вуз, выучив язык и съездив на стажировку, вы автоматически превращаетесь в блестящего специалиста. Постарайтесь сопоставить свои запросы с объективной реальностью. Будьте естественны и не доказывайте, что вы – самый умный.

Наталья Степина: Не стоит задавать много вопросов о своих будущих обязанностях. Лучше поинтересоваться ими непосредственно перед тем, как вы приступите к работе. Не заводите разговор о зарплате, пока вам не сделали предложение о работе.

Екатерина Ширяева: Не вступайте в жаркие споры с потенциальным работодателем (за исключением случаев, когда вы уверены, что проверяют ваши способности отстаивать свою позицию). Лучше поискать общие темы для обсуждения с собеседником, чем идти на открытую конфронтацию.

Анна Мушегян: Не тараторьте, стараясь выложить, как можно больше информации о себе, не пытайтесь давить на интервьюера. Не обладая требуемой квалификацией, не обещайте: «выучу английский, научусь быстро печатать, освою компьютер, только возьмите меня!»

Вячеслав Лосев: Нехорошо ругать других за глаза. Особенно, предыдущего работодателя. Если вы хотите объяснить причину ухода, вместо того, чтобы воскликнуть: «мой начальник был ужасен», скажите - «знаете, я не люблю, когда кидаются пепельницами»… Вы описали конкретный факт и свое отношение к нему. И этого достаточно!

Четыре причины взять вас на работу

Шали Габисония: Никто не требует от вас сверхзнаний и формулировок из учебника! Все, что вам нужно – показать свое понимание будущей работы.

Ольга Семенова: Четко формулируйте свои мысли – возможно, к этому придется подготовиться дома. Рассказ о себе должен быть ясным и логичным, чтобы мы смогли понять ваши пожелания и сильные стороны!

Ольга Дубина, менеджер по подбору персонала PricewaterhouseCoopers: Работодателя интересует ваша мотивация. Однако далеко не все готовы к подобным вопросам. Сформулируйте ответ, не бросайтесь банальными фразами, типа - «мне это интересно». Чтобы звучать убедительно, продемонстрируйте свою осведомленность, зайдите на сайт компании, полистайте прессу, пообщайтесь с однокурсниками или студентами на год старше - все это поможет собрать необходимую информацию и подготовиться к вопросам, которые вам обязательно зададут.

Вячеслав Лосев: Встреча закончена, вам предлагают задать вопросы. Если у вас их нет, то возникает вопрос: а когда же они появятся? Сейчас вам дали шанс расспросить, поинтересоваться, получить информацию, когда еще такой шанс представится?

Работа над ошибками

Грамотное резюме и успешное собеседование – всего лишь увертюра к вашей трудовой жизни. Вы произвели первое впечатление на работодателя, и оно оказалось благоприятным. «Мы вам перезвоним», - обещает интервьюер. В ожидании этого звонка проанализируйте, какие ошибки вы допустили на собеседовании, какие вопросы могли бы задать, а о каких историях из биографии лучше было не вспоминать. Задумайтесь, насколько убедительно звучали ваши слова. Такая работа над ошибками научит вас, во-первых, анализировать свое поведение, во-вторых, выработает привычку думать, прежде, чем говорить (что немаловажно!), и, наконец, застрахует от повторения этих ошибок в будущем. К тому же, за этим делом вы не заметите, как пролетит время и раздастся долгожданный звонок. Голос в трубке обязательно произнесет: «Вы приняты на работу! Поздравляем! И желаем удачи!»

\"Элитный персонал\"