Дж. КОУЛМАН. Капитал социальный и человеческий

http://www.jstor.org/discover/10.2307/2780243?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21102278535341
Существуют два научных направления, описывающих и объясняющих социальное поведение. Первое, характерное для большинства социологов, рассматривает действующее лицо как социализированный элемент, а его поведение - управляемое социальными нормами, правилами и обязательствами…. Для представителей второго направления, включающих большинство экономистов, характерен подход к индивидам как к лицам, принимающим самостоятельные решения и действующим независимо, руководствуясь собственными интересами.

В своих предыдущих работах я приводил доводы в пользу развития теоретической тенденции в социологии, включающей компоненты описанных выше направлений… В настоящей работе я представляю концептуальный инструмент для решения теоретических задач - социальный капитал. Прежде чем рассматривать саму концепцию, полезно рассмотреть некоторые недостатки упомянутых выше направлений, а также попытки их усовершенствовать.

 
 
Критические замечания и пересмотр
 
Оба указанные выше направления имеют серьезные недостатки. Главный недостаток социологического направления — отсутствие у действующего лица, так называемого, стимула к действию. Окружающая среда формирует его, но в ней отсутствуют внутренние импульсы действия. В данной концепции поведение рассматривается лишь как продукт окружающей среды, и это привело социологов к критике данного направления. В то же время экономическое направление сталкивается с эмпирической реальностью: действия индивида формируются, направляются и регулируются социальным контекстом - нормами, личным доверием, социальными связями и социальными организациями, которые важны для функционирования не только общества, но и экономики в целом…
Существует сложившееся понятие - "новая институциональная экономика"; в ее рамках пытаются показать в пределах неоклассической экономической теории два условия, при которых, во-первых, возникают определенные экономические институты, и, во-вторых, осуществляется влияние этих институтов (например, влияние социальной организации) на функционирование системы в целом. В последнее время социологами осуществлялись попытки исследовать, каким образом социальная организация влияет на функционирование экономической активности. Г. Беккер в 1983 году показал, как (даже на высокоорганизованном рынке биржевых операций в Чикаго) развиваются отношения между брокерами одного операционного зала и как они влияют на процесс торгов…
 Вся работа, проделанная экономистами и социологами, послужила основой для возникновения обновленного анализа функционирования экономических систем. В общем можно сказать, что развитие концепции рационального поведения требует включения в анализ социальных и институциональных организаций, создаваемых эндогенным способом (как это звучит в функциональных объяснениях некоторых экономистов нового институционального направления), или экзогенных факторов (как это имеет место в большинстве работ социологов, оперирующих приблизительными данными).
Я преследую другую цель. Она заключается в использовании экономических принципов рационального поведения в анализе социальных систем, при этом, не ограничиваясь рассмотрением экономических систем и выполняя анализ таким образом, чтобы не выпадала социальная организация. Концепция социального капитала - инструмент, который помогает выполнить подобный анализ. В данной статье я представляю концепцию в общем виде.

 
Социальный капитал.
 
Элементы двух представленных выше научных направлений не могут быть просто объединены. Необходимо взять концептуальную основу одного направления и инкорпорировать в нее элементы другого, не нарушая общей структуры. Я вижу два основных недостатка в ранней работе, которая ввела "теорию обмена" в социологию, несмотря на ее новаторский характер. Первый заключается в ограниченности микросоциальных связей, сводящих на нет принципиальные достоинства экономической теории, а именно - способность микро-макроперехода из плоскости двух связей в систему. Это очевидно в работах Д. Хоуманса и Р. Блау. Второй недостаток проявляется в попытке продемонстрировать принципы на искусственных (выдуманных) примерах, таких как "справедливое распределение" [Homans, 1974] или "нормы взаимности" [Gouldner, 1960]. Вышеизложенные недостатки ограничивают теоретическую полезность, а последний создает путаницу. Если мы начнем с теории рационального поведения, в которой каждый индивид контролирует определенную часть ресурсов и заинтересован в них и событиях, тогда социальный капитал представляет определенный вид ресурса, доступный индивиду.
Социальный капитал определяется своими функциями. Он включает в себя множество различных составляющих, которые характеризуются двумя общими свойствами: они, во-первых, состоят из нескольких социальных структур, и, во-вторых, облегчают определенные действия лиц внутри структуры, будь то индивид или корпорация. Подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно. Подобно физическому и человеческому капиталу, социальный капитал не подпадает под строгую дефиницию, но он может обладать специфическими особенностями в определенных сферах. Данная форма социального капитала имеет свою ценность в упрощении определенных действий, которая может оказаться бесполезной или даже вредной для других.
В отличие от иных форм капитала, социальный капитал свойствен структуре связей между лицами и среди них. Это не зависит ни от самих индивидов, ни от производственных средств. Более того, организации, преследующие определенные цели, могут быть акторами (так называемый, корпоративный актор), так же как и индивид. Связи внутри корпоративных акторов также могут создавать для них социальный капитал (наиболее известным примером является обмен информацией, которая позволяет устанавливать фиксированные цены в пределах одной отрасли).
Тем не менее, в настоящей работе примеры и область применения, на которых я хочу сосредоточить внимание, касаются социального капитала как ресурса для человека. Прежде чем более точно сформулировать понятия социального капитала и его составляющих, полезно дать несколько примеров, иллюстрирующих некоторые его формы.
Пример 1. Рынок оптовой торговли алмазами демонстрирует одно свойство, которое кажется потрясающим для человека непосвященного. В процессе обсуждения цены один продавец передает другому мешочек с камнями для их исследования в спокойной обстановке. Делается это без всяких формальностей (страховки товара), которые бы гарантировали, что эксперт в процессе оценки не заменит камни на более низкие по качеству или на поддельные. Стоимость товара может составлять тысячи или сотни тысяч долларов. Такой свободный обмен камнями для экспертизы - важнейшее условие функционирования рынка. При его отсутствии рынок стал бы более громоздким и менее эффективным. Экспертиза камней - основной атрибут социальной структуры. Данное торговое сообщество обычно очень замкнутое как по частоте сделок, так и по этническим и семейным связям (например, рынок оптовой торговли алмазами в Нью-Йорке контролируется евреями, которые заключают браки внутри сообщества, живут в том же сообществе в Бруклине и ходят в одни и те же синагоги). Это, по существу, закрытое сообщество. Исследование рынка оптовой торговли алмазами свидетельствует, что тесные связи, развитые благодаря семейным узам, сообществу и религии, создают уверенность, необходимую для упрощения трансакций на рынке. Если какой-либо член сообщества заменит, украдет или даже присвоит камень на время, то он утратит семейные, религиозные и общественные связи. Прочность таких связей делает возможным, как само собой разумеющееся, заключение сделок на доверительной основе, и торговля происходит очень легко. При отсутствии таких связей возросли бы трудоемкость, затраты, связанные с обязательствами и страхованием. В противном случае сделки могли бы не состояться.
Пример 2. В "The International Herald Tribune" от 21-22 июня 1986 года на первой странице была напечатана статья о студентах радикалах-активистах в Южной Корее. В ней говорилось, что "радикальные идеи проникают в тайные студенческие кружки через студентов, которые, возможно, окончили те же школы, жили в тех же кварталах и посещали те же церкви. Эти студенческие кружки... служат первичной ячейкой для проведения демонстраций и других протестов. Для того чтобы сохранить тайну, члены различных групп никогда не встречаются, но поддерживают связь друг с другом через своих заранее назначенных представителей". Описанные здесь принципы организации активистов иллюстрируют социальный капитал. "Те же школы, те же кварталы, те же церкви" обеспечивают социальные связи, на основании которых позднее возникают студенческие кружки. Они сами по себе создают форму социального капитала - наименьшую ячейку организации, которая оказывается особенно ценной для помощи оппозиции в любых политических системах, нетерпимых к диссидентству. Даже в том случае, когда к политическому диссидентству относятся толерантно, а к определенной деятельности - нет (будь то терроризм, мотивированный политическими убеждениями, или обычное преступление). Описанная выше организация, осуществляющая такого рода деятельность, является особенно эффективной формой социального капитала.
Пример 3. Мать шестерых детей, недавно переехавшая с мужем и детьми из пригорода Детройта в Иерусалим, объясняет причину своего переезда наличием большей свободы для ее детей в Иерусалиме. Она стала спокойно разрешать своему восьмилетнему ребенку отвозить шестилетнего через весь город в школу на городском автобусе и не волновалась за своих детей, играющих в городском парке без присмотра, чего она не могла позволить себе в Детройте. Причина такого различия может быть описана как разница в социальном капитале, существующем в Иерусалиме и Детройте. В Иерусалиме сложившаяся структура норм гарантирует, что дети будут под присмотром со стороны взрослых, находящихся рядом, в то время как в Соединенных Штатах такой структуры норм нет. Можно сказать, что семьи, живущие в Иерусалиме, имеют некий социальный капитал, а у тех, кто живет в мегаполисах США, его нет.
Пример 4. На рынке Эль Халили в Каире стороннему наблюдателю очень сложно определить границы торгового пространства каждого торговца. Владелец лавки, торгующий кожаными изделиями, на вопрос, где можно купить драгоценности, способен сам достать их из-под прилавка или немедленно пошлет покупателя к торговцу, с которым он тесно связан. Либо сразу предложит обменять деньги, хотя он и не меняла, но сделает это, обратившись к своим коллегам по соседству. За такие действия, как "привод" покупателя в магазин, полагаются комиссионные, а за такие, как обмен денег, предполагается ответная любезность со стороны менялы. Семейные отношения на данном рынке очень важны, поскольку они гарантируют стабильность предпринимательства.
Отношения, которые я описал, могут быть рассмотрены как отношения в организации по своей структуре подобной супермаркету. Иными словами, рынок можно рассмотреть как корпорацию отдельных торговцев, каждый из которых располагает социальным капиталом, величина которого определяется количеством взаимосвязей на рынке.
Приведенные примеры показывают ценность социального капитала для некоторых результатов как экономического, так и неэкономического характера. Тем не менее, существует специфическая особенность социального капитала, важная для уяснения его возникновения и участия в создании человеческого капитала. Сначала полезно рассмотреть сравнение человеческого капитала с социальным капиталом для того, чтобы потом исследовать различные формы последнего, которые помогут понять его внутренний смысл.
 
 
Человеческий капитал и социальный капитал.
 
Пожалуй, наиболее оригинальное и важное развитие в экономике образования на протяжении последних 30 лет получила следующая идея - концепция физического капитала, воплощенного в инструменты, машины и другое производственное оборудование, может быть расширена включением в нее концепции человеческого капитала [Becker, 1964]. Точно так же, как физический капитал создается изменениями в материалах, из которых изготовляются орудия производства, совершенствуя тем самым процесс производства, человеческий капитал создается путем внутренней трансформации самих индивидов, вызываемой их навыками и способностями. Это в свою очередь дает возможность им действовать иначе.
Происхождение же социального капитала связано с изменениями в отношениях среди индивидов и облегчает их деятельность. Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал чувствуется слабее. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же, как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами.
 
 
Формы социального капитала.
 
Значение концепции социального капитала, прежде всего, заключается в том, что она идентифицирует определенные аспекты социальной структуры в соответствии с их функциями, точно так же, как концепция "стул" идентифицирует определенный физический объект в соответствии с его функциями, несмотря на различия в форме, внешнем виде и конструкции. Функция, определяемая понятием "социальный капитал", представляет собой ценность аспектов социальной структуры для акторов как ресурсов, которые они могут использовать для достижения своих целей.
С уточнением функции конкретных аспектов социальной структуры концепция социального капитала помогает просчитать различные последствия как на уровне отдельных акторов, так и на уровне микро-макроперехода без обозначения тех деталей социальной структуры, с помощью которых это происходит. Например, характеризуя тайные студенческие кружки в Южной Корее как основание социального капитала, который студенты могут использовать в своей революционной деятельности, мы признаем, что эти группы студентов представляют собой ресурс, способствующий переходу от индивидуального протеста к организованному восстанию. Если в теории революции ресурс, который выполняет эту задачу, является необходимым, тогда учебные кружки объединяются с другими организационными структурами, имеющими различное происхождение. Эта объединенная организация выполняет ту же самую функцию для людей с революционными целями, но уже в ином смысле, так же, как комитеты средних школ во время студенческих волнений в 1968 году во Франции или рабочие ячейки в царской России, описанные В. Лениным в 1902 году. Неоспоримо, что каждый в зависимости от своих целей хочет тщательно рассмотреть детали организационных ресурсов, понять элементы, снижающие их полезность, и исследовать, как они возникают в каждом конкретном случае.
Концепция социального капитала позволяет, беря такие ресурсы и показывая способы их возможного сочетания с другими ресурсами, воспроизвести поведение на различных уровнях системы или, в другом случае, различные результаты для индивидов. Хотя для этих целей социальный капитал составляет не проанализированную концепцию, он сигнализирует аналитикам и читателям: что-то ценное производится для тех акторов, которые имеют данный доступный ресурс, и его ценность зависит от социальной организации. Это становится в анализе вторым этапом, имеющим целью раскрыть концепцию и обнаружить, что компоненты социальной организации способствуют созданию ценности.
В предыдущих работах Лин, Деграаф и Флап [Lin, 1988; Degraaf, Flap, 1988] из перспективного методологического индивидуализма, подобного тому, который использовался в этой работе, показано, как опосредованно был использован информационный социальный ресурс в достижении профессиональной мобильности в США и в меньшей степени в Западной Германии и Нидерландах. Н. Лин сконцентрировался на социальных связях, особенно на так называемых "слабых" связях. Я же хочу исследовать все варианты ресурсов, на которых строится социальный капитал актора. Но прежде чем эмпирически исследовать значение социального капитала в создании человеческого, я более детально рассмотрю вопрос, касающийся социальных отношений, которые могут составлять полезный ресурс для индивида.
 
 
Обязательства, ожидания и надежность структуры.
 
Если А делает что-нибудь для Б и полагает, что Б ответит в будущем взаимностью, это определяет ожидания А и обязательство со стороны Б («Ты – мне, я – тебе»). Такое обязательство может существовать в виде "доверительной расписки"[1], находящейся у А для представления Б. Если у А скапливается достаточно много таких "доверительных расписок" от лиц, с которыми он имел деловые отношения, тогда возникает прямая аналогия с финансовым капиталом. Эти "доверительные расписки" составляют основную часть кредита, который А может потребовать вернуть в случае необходимости, если, разумеется, не будет утрачено доверие и эти безнадежные долги не будут аннулированы.
Считается, что в некоторых социальных структурах "люди всегда что-то делают друг для друга". Нередко с каждой стороны существует много непогашенных обязательств по тому или другому случаю (потому что эти обязательства появляются часто не для того чтобы функционировать в одной сфере и, следовательно, "доверительные расписки" Б, удерживаемые A, и "доверительные расписки" А, удерживаемые Б, не всегда могут быть полностью погашены вне их отношений). Рынок Эль Халили в Каире, описанный выше, представляет собой особый случай такой социальной структуры. В иных социальных структурах, где индивиды более самодостаточны и менее зависимы друг от друга, этих непогашенных обязательств почти всегда меньше.
Такая форма социального капитала состоит из двух элементов. Во-первых, надежность социальной среды означает, что обязательства будут исполнены и будет иметь место их реальное расширение. Во-вторых, социальные структуры различаются по двум измерениям (см. выше) так же, как различаются акторы внутри них. Примером, иллюстрирующим значение надежности среды, может служить существование так называемых ассоциаций - касс взаимопомощи в странах Юго-Восточной Азии. Эти кассы представляют собой ассоциации, созданные группой людей (друзьями или соседями), которые обычно собираются раз в месяц. Каждый член ассоциации вносит определенную сумму в кассу, из которой потом может получить определенные средства (либо по договору, либо путем жеребьевки). Так будет происходить до тех пор, пока в течение нескольких месяцев каждый не сделает определенное количество взносов и не получит одну выплату. Как указывает К. Гиртц [Geertz, 1962], эти ассоциации служат эффективными институтами для накопления сбережений с целью небольших капиталовложений, что является немаловажным условием для экономического развития. Но данный экономический институт не может существовать без высокой степени доверия среди членов группы: здесь доверяют человеку, который получает выплату раньше других и который гипотетически мог бы скрыться, тем самым оставив своих коллег без выплат.
Например, невозможно представить себе существование ассоциаций касс взаимопомощи, успешно функционирующих в городских районах, отличающихся высокой степенью социальной разобщенности или, другими словами, дефицитом социального капитала Различие в социальных структурах может возникнуть по самым разнообразным причинам. Имеются различия в фактических потребностях, испытываемых человеком, в доступности к другим источникам помощи (таким, как государственные службы социального обеспечения), в уровне благосостояния (чем он выше, тем меньше необходимость в помощи со стороны других), в культурных различиях оказания помощи, в замкнутости социальных образований, в организации и осуществлении социальных контактов и других факторах. Однако каким бы ни был источник помощи, индивидуумы в социальной структуре с высоким уровнем невыполненных обязательств имеют больше социального капитала, на который они могут рассчитывать. В сущности, концентрация невыполненных обязательств означает, что полезность материальных ресурсов социальной структуры расширяется своей доступностью для других, когда это действительно необходимо (Возникает возможность обмена материальными ресурсами благодаря наличию социального капитала и доверию, присутствующему в системе).
Отдельные акторы в социальной системе также различаются по количеству невыполненных обязательств со стороны других, на выполнение которых они могут рассчитывать в любое время. Наиболее яркие примеры - иерархически структурированные сообщества, где патриарх (или "крестный отец") владеет огромным количеством обязательств, которые он может затребовать вернуть в любое время и использовать их по своему усмотрению. Аналогичный пример - деревни с традиционным укладом, характеризующиеся высокой степенью стратификации. Определенное количество богатых семей благодаря своему богатству создали расширенную кредитную систему, и в любое время они могут эти кредиты отозвать.
Подобным образом в политической сфере, такой как законодательная власть, член законодательного органа (спикер Палаты Представителей или лидер большинства в Сенате Конгресса США), располагая огромными ресурсами и эффективно их используя, может заручиться доверием со стороны коллег. Это делает возможным принять удовлетворяющее требованиям законодательство, в противном случае работа над ним зашла бы в тупик. Такая концентрация обязательств составляет социальный капитал, полезный не только для влиятельного законодателя, но и для работы законодательного органа в целом, повышает уровень его активности. Таким образом, те члены законодательного органа, среди которых существует широкое доверие, обладают большим влиянием, чем те, у кого нет ни доверия, ни обязательств по отношению к другим. Первые могут использовать доверие для лоббирования своих интересов. Хорошо известно, например, что в Сенате США некоторые сенаторы являются членами так называемого "сенатского клуба", в то время как другие - нет. В действительности это означает, что некоторые сенаторы "вписались" в систему доверия и, соответственно, имеют некие обязательства. Широко признано, что члены клуба более влиятельны, чем те, кто остался за его пределами.
 
 


[1] Автор использует понятие "доверительная расписка" как в прямом, так и в переносном смысле, имея в виду обязательства по отношению к тем, кто ранее оказал услугу, со стороны тех, кому ее оказали. - Прим. пер.