Корпоративная культура

Ценности организационной культуры

  •  Автор статьи:

    Алексей Хавыло

Ядром организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

С точки зрения аксиологии, ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения не возникают, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности.

Применительно к организационной культуре, ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее среды. Ценности служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.

В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства.

Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог Сергей Фролов, определяет следующие: благополучие (здоровье и безопасность), богатство (обладание материальными благами), мастерство (профессионализм), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (статус, престиж, слава и репутация). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель. Такая ценность как власть, считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать любые другие ценности.

Корпоративные ценности и нормы

Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя:

Предназначение организации и ее «лицо»: высокий уровень технологии, высшее качество, лидерство в своей отрасли, преданность духу профессии, новаторство.

Старшинство и власть: полномочия, уважение старшинства и власти, старшинство как критерий власти.

Значение различных руководящих должностей и функций: важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба.

Обращение с людьми: забота о людях и их нуждах, беспристрастное отношение и фаворитизм, привилегии, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, карьера, справедливость при оплате, мотивация людей.

Критерии выбора на руководящие и контролирующие должности: старшинство или эффективность работы, приоритеты при внутреннем выборе, влияние неформальных отношений и групп.

Организация работы и дисциплина: дисциплина, гибкость в изменении ролей, использование новых форм организации работы.

Стиль руководства и управления: стили авторитарный/ консультативный/ сотрудничества, использование целевых групп, личный пример, гибкость и способность приспосабливаться.

Процессы принятия решений: кто принимает решение, с кем проводятся консультации, индивидуальное или коллективное принятие решений, необходимость согласия, возможность компромиссов.

Распространение и обмен информацией: информированность сотрудников, легкость обмена информацией.

Характер контактов: предпочтение личным или письменным контактам, жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения, значение, придаваемое формальным аспектам, возможность контактов с высшим руководством, применение собраний, кто приглашается и на какие собрания, нормы поведения при проведении собраний.

Характер социализации: кто с кем общается во время и после работы, существующие барьеры, особые условия общения.

Пути разрешения конфликтов: желание избежать конфликта и идти на компромисс, предпочтение применения официальных или неофициальных путей, участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций.

Оценка эффективности работы: реальная или формальная, скрытая или открытая, кем осуществляется, как используются результаты.

Вряд ли возможно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных ценностей, поскольку организационная культура почти всегда является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущих только данной организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Этот аспект ценностей широко используется в организационной культуре, поскольку позволяет направлять активность людей на достижение поставленных целей.

Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.

Формы существования ценностей

Развивая взгляды современного отечественного психолога Дмитрия Леонтьева, можно выделить три основные формы существования корпоративных ценностей:

1) Идеалы — выработанные руководством обобщенные представления о совершенстве в различных сферах деятельности организации.

2) Воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников.

3) Внутренние мотивационные структуры личности сотрудников, побуждающие к воплощению в поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов.

Эти формы имеют иерархическую структуру осознания работниками и постепенно переходят одна в другую: организационно-культурные идеалы усваиваются сотрудниками и начинают побуждать их активность в качестве «моделей должного», в результате чего происходит предметное воплощение этих моделей. Предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования организационных идеалов и так далее до бесконечности. Этот процесс повторяется, непрерывно совершенствуясь на каждом новом витке развития корпоративной культуры организации.

Тем не менее, не все корпоративные ценности, осознаваемые и даже принимаемые сотрудником в качестве таковых, действительно становятся его личностными ценностями. Осознания той или иной ценности и положительного отношения к ней явно недостаточно. Более того, это даже не всегда необходимо. Действительно необходимым условием этой трансформации является практическое включение сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности. Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник может стать представителем компании, соответствующим внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям.

Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте. Более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании.