Планирование на предприятии

Дарья Боровлева
Планирование является неотъемлемым условием деятельности любого предприятия. Планы делятся на долгосрочные, текущие и оперативно-календарные в зависимости от срока достижения результата. Планирование на предприятии может производиться на сроки от нескольких дней до нескольких лет. На сроки влияет специфика деятельности организации, уровень сложности поставленных задач, состояние внутренней и внешней среды предприятия. Но в целом к планам всех видов предъявляются одни и те же требования: планирование должно быть комплексным, исчерпывающим, отдельные части плана не должны противоречить друг другу.
Одним из понятий, используемых плановым отделом, является интервал планирования. Он устанавливается заранее и представляет собой срок, необходимый для достижения конечного результата в соответствии с планом. Плановый период означает, что в течение этого срока должны быть осуществлены абсолютно все операции, связанные с выполнением поставленной задачи – от подготовительных до завершающих процессов. Например, планирование строительства жилого дома производится на весь период стройки, начиная с расчистки территории под котлован для фундамента и заканчивая покупкой жилья будущими жильцами.
Планирование на весь период производства товара или проведения работ – необходимость, диктуемая современным способом организации производства, который характеризуется следующими факторами:
·                    Пооперационная синхронизация работ, благодаря которой результат достигается без временных и денежных потерь;
·                    Безостановочное снабжение производственных процессов необходимыми ресурсами;
·                    Всесторонний контроль за выполнением планового задания.
Срок, на который производится планирование, количество отдельных планов и их названия в составе общего зависят от отраслевой принадлежности и традиций, сложившихся на предприятии. Например, если предприятие небольшое, то финансовое планирование на нем зачастую совмещается с бухгалтерским учетом, долгосрочный план не разрабатывается, а планирование по цехам и вовсе отсутствует.
Однако в целом и на большом, и на малом предприятии содержание плановой деятельности остается сходным: все части плана должны быть взаимосвязаны, к планированию должен быть комплексный подход. После того, как отдельные части плана готовы, их проверяют на отсутствие противоречий, а также на сбалансированность относительно трудовых, финансовых и временных ресурсов. Таким образом, одна часть плана не может существовать без другой, и достижение поставленной цели возможно только при выполнении всех частей. Например, сырье и материалы поставляются на предприятие в соответствии с финансовым планом и планами по выпуску продукции. В свою очередь, выпуск продукции связан с плановой численностью рабочих, планами поставок товара заказчикам, а также с другими факторами.
Таким образом, план должен быть сбалансирован по отношению к ресурсам и срокам достижения поставленных задач, о чем свидетельствуют следующие факторы:
  • Все мероприятия – экономические, технические, организационные, производственные и социальные – увязываются в единую динамическую систему, направленную на достижение общей цели;
  • Определяется очередность выполнения работ, устанавливаются ответственные за каждую операцию, предусмотренную планом или вытекающую из него;
  • Рассчитывается бюджет на весь срок планирования и максимально допустимые затраты по каждому мероприятию, определяются источники финансирования.
Российские предприятия, вследствие высокого уровня неопределенности внешней среды, зачастую разрабатывают текущие планы, отличающиеся упрощенной структурой. При их составлении учитываются следующие показатели:
  • Объем выпускаемой продукции (в натуральном выражении), номенклатура
  • Объем реализации или продаж товаров/услуг
  • Себестоимость одного изделия
  • Прибыль
  • Численность сотрудников по категориям;
  • Средняя зарплата и фонд оплаты труда
  • Запасы сырья, объем незавершенного производства и готовой продукции на складе
  • Количество оборотных средств по группам
  • Объем капитальных вложений по разным направлениям
  • Отдельные мероприятия, проводимые по новым техникам и технологиям
Долгосрочное, текущее, оперативно-календарное планирование.
В зависимости от сроков получения конечного результата планирование делится на долгосрочное, текущее и оперативно-календарное. Мероприятия, связанные с выпуском новой продукции и освоением новых технологий, строительством или освоением новых объектов, включаются в долгосрочные планы. Такие планы составляются на весь период проведения работ, часто длительностью от 2 до 5 лет и более. Но в любом инвестиционном проекте существует и оперативная часть, которая корректируется раз в квартал или полгода, а затем включается в соответствующий текущий либо оперативно-календарный план. По мере того, как происходит реализация проекта, дата отсчета планового периода приближается к дате завершения проекта и достигает ее с окончанием работ.
Что касается объекта планирования, то практически ни одна задача долгосрочного плана не может быть решена, если отсутствует планирование текущее. Представим, что весь процесс выпуска изделия включен в долгосрочный план.  При этом различные операции, например, подготовка к производству или выпуск отдельных деталей, могут быть включены в разные планы. Наглядный пример – выпуск автомобиля: его производство включается в долгосрочный план. Проектирование авто, покупка необходимого оборудования и материалов являются составляющими текущего плана. Оперативное планирование, в свою очередь, предполагает распределение сотрудников по объектам, оплату текущих расходов и т.д.
Каждый вид планирования имеет характерные особенности, заключающиеся в следующем:
  • Точность установления промежуточного и конечного результатов;
  • Степень внутренней дифференциации, а также количество показателей планирования;Степень точности расчетов затрат и результатов работ;
·         Порядок распределения обязанностей между сотрудниками, выполняющими план.
 
В целом нужно помнить, что чем больше интервал планирования, тем выше степень неопределенности его отдельных параметров. Следовательно, долгосрочное планирование учитывает намного меньше показателей, чем текущее или оперативно-календарное.
И рамки стратегического плана, и сроки получения конечного результата практически всегда подвижны. Сумма расходов также корректируется в ходе реализации плана. На первом этапе, когда ни точный объем, ни содержание работ еще не известны, главное – установить исполнителя, ответственного за реализацию всего проекта. Привязка мероприятий к конкретным датам и сотрудникам происходит при помощи текущего и оперативно-календарного планирования. В целом же все виды планирования связаны между собой, и благодаря им весь механизм организации работы предприятия связывается в единый комплекс.
 
Таблица 1. Ранжирование и детализация показателей планов на предприятиях
Основные показатели по видам планирования
Стратегическое
Долгосрочное
Текущее
Оперативно-календарное
Наименование продукции (услуг)
Перечень важнейшей номенклатуры продукции
Перечень и число позиций номенклатуры
Подетальный перечень и число позиций номенклатуры продукции
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат
Сумма расходования ресурсов по видам и срокам
Сумма расходования ресурсов по видам, срокам и номенклатуре продукции
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции
Ориентировочные подвижные сроки исполнения
Календарные сроки исполнения
Точно установленные сроки исполнения
Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей
Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ
Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции
Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность достижения цели (сумма дохода, окупаемость затрат)
Превышение дохода над расходами (прибыль)
Сумма чистого дохода
Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре изделий, технологическим операциям и видам работ