Социальные неприятности

Оксана Зотикова

Аудитория социальных сетей России перевалила за 10 млн человек. На этих сайтах пользователи охотно раскрывают максимум информации о себе: инициалы, возраст, хобби, пристрастия, образование и любимые заведения.

В ряде случаев за такую социальную активность приходится дорого платить.

Популярность социальных сетей среди российских интернет-пользователей привела к тому, что во многих компаниях доступ к ним закрыт наряду с сервисом мгновенного обмена сообщениями - ICQ. Например, сотрудники крупнейшего российского производителя компьютеров Kraftway не могут в рабочее время общаться в социальных сетях. Заблокирован доступ на эти порталы и во многих банках, таких как Альфа-банк, UniCreditbank и Citibank. Но в некоторых компаниях времяпровождение в социальных сетях уже стало частью рутинной работы, которая может обернуться неприятностями для многих пользователей порталов.

Их разыскивает коллектор

Пожалуй, первой группой людей, которые пострадали от регистрации в социальных сетях, стали недобросовестные заемщики. С развитием социальных сервисов коллекторские агентства, занимающиеся розыском скрывающихся должников, получили удобный, а главное, бесплатный инструмент для своей работы. "В месяц к нам поступает запрос на 5-6 тыс. должников. Из них в социальных сетях мы находим 10-20 человек. Злостных неплательщиков, которые скрываются от банков, примерно 10% от всех должников, из них не так уж много имеют аккаунты в социальных сетях",- говорит Николай Иванов, начальник отделения финансового коллекторства центра ЮСБ.

Коллекторы отмечают, что недобросовестные заемщики не идут с ними на контакт, часто меняют места работы и номера телефонов. В социальных сетях они, напротив, расслаблены и готовы к общению.

Нередко коллекторы вступают в переписку с друзьями или одноклассниками должника, чтобы получить о нем больше информации. Самый распространенный способ разговорить собеседника, признается Николай Иванов, представиться школьным другом или товарищем из параллельного класса. Иногда доходит и до того, что коллекторские агентства вступают в контакт с должником, зарегистрированным в соцсети, представляясь прекрасной блондинкой и назначая романтическое свидание. "Попытки под видом красивых женщин разоблачить должников встречаются. Но это скорее единичные случаи, нежели система",- утверждает Алексей Пешков.

Еще один способ найти человека через социальные сети - узнать номер его ICQ. При передаче файла через "аську" можно вычислить IP-адрес пользователя. Это, в свою очередь, позволит узнать провайдера, которым он пользуется, и, следовательно, физический адрес, с которого он выходит в интернет.

Впрочем, выйти на должника через одну из социальных сетей, популярных в России,- нелегкая задача даже для опытного коллектора, признаются участники рынка. Задача несколько облегчается, если человек зарегистрирован под своим именем и фамилией. Впрочем, анкеты людей с фамилией Иванов, Сидоров, Петров можно просматривать в течение несколько дней. Если же пользователь зарегистрирован под вымышленным именем, поиски еще более осложняются, и приходится выходить на его одноклассников.

Сами создатели социальных сетей отрицают, что сотрудничают с коллекторскими агентствами. "Лично у меня, как и у большинства сотрудников, доступа к базе данных нет,- говорит создатель "Одноклассники.ру" Альберт Попков.- Несколько раз были попытки хакеров взломать нашу систему, но у нас работают очень сильные профессионалы, так что база надежно защищена".

Модераторы социальных сетей действуют в соответствии с правилами пользования, опубликованными на сайтах. К примеру, на сайте "Одноклассники" сбор, хранение, использование, распространение и другие действия в отношении данных пользователей запрещены. Модераторы портала "Вконтакте.ру" удаляют аккаунты пользователей, использующих социальную сеть в коммерческих целях.

В бюро кредитной безопасности "РуссколлектоР" нет статистических данных о количестве человек, которых удалось найти через социальные сети. Однако, по словам председателя совета директоров "РуссколлектоР" Алексея Пешкова, коллеги часто обмениваются информацией о том, как вышли на первичный контакт с должником.

Социальное пятно на репутации

Британские хедхантеры утверждают, что излишнее внимание к социальным порталам, таким как Myspace или Facebook, может стоить хорошему специалисту карьеры. По данным ведущей рекрутинговой компании Англии Badenoch & Clark, исследовавшей влияние социальных сетей на карьеру, проверка информации о соискателях через социальные сайты стала для отделов кадров обычным делом. 62% руководителей отделов зарегистрированы в социальных сетях специально для того, чтобы собрать максимум информации о возможных кандидатах на вакансию.

Каждый пятый работодатель в Великобритании ищет информацию о соискателях через подобные сайты - эти данные содержатся в недавнем исследовании сайта по трудоустройству Viadeo. Более половины работодателей принимали решение о трудоустройстве соискателей под влиянием информации, опубликованной на их личных страницах в соцсетях, а четверть руководителей компаний отказали кандидатам именно потому, что их не устроило содержание анкет.

В коллекторских агентствах нередко при приеме на работу проверяют людей по социальным сетям. Начальник отдела финансового коллекторства центра ЮСБ Николай Иванов рассказывает, что все сотрудники их компании проходят комплексную проверку. "Для коллектора абсолютно не важно наличие высшего образования. Мы обращаем внимание на то, как человек ведет себя в различных ситуациях, умеет ли поддержать беседу, конфликтный ли он, много ли у него друзей. Через социальные сети очень легко просмотреть круг общения соискателя работы",- объясняет Николай Иванов.

Монетизация аудитории

Один из интересных способов заработать на многомиллионной аудитории социальных сервисов придумал интернет-холдинг "Яндекс", который первым предложил сетям заключить соглашения о доступе к базам данных пользователей. Реализация этого механизма позволит показывать пользователям рекламу с учетом их пола и возраста (услуга так называемого социально-демографического таргетинга для рекламодателей).

Впрочем, владельцы социальных сетей утверждают, что не станут зарабатывать таким образом. "Мы не используем дополнительные данные о наших зарегистрированных пользователях, чтобы "кормить" их рекламой",- уверяет Альберт Попков. Модераторы соцсетей говорят, что безжалостно расправляются с интернет-спамом, однако это не мешает предприимчивым бизнесменам бесплатно рекламироваться на сайтах. Промоутер московских ночных клубов Филипп Нестеров говорит, что рассылает приглашения своим друзьям: "Спам - это когда ты регулярно шлешь однотипные сообщения всем подряд, а я отправляю конкретным адресатам приглашения на различные мероприятия".

Генеральный директор продюсерского центра ВИЮР Игорь Рыбак признается, что его компания часто подыскивает на социальных сервисах нужные типажи моделей для съемок в рекламе и участия в массовках. "Я частый гость в социальных сетях, потому что это прекрасная возможность узнать, чем сейчас дышит молодежь, что ее волнует. Здесь можно найти идею для фильма. Перед тем как запускать новый проект, я стараюсь как можно лучше прощупать аудиторию в сетях",- говорит Игорь Рыбак.

Некоторые социальные сети на Западе зарабатывают за счет продажи базы данных пользователей рекрутинговым компаниям. Российские коллеги утверждают, что это не наш путь. "Мы ни с кем не хотим делиться нашей базой данных, потому что дорожим нашими пользователями. Так делают лишь те компании, которые не могут заработать на другом",- говорит господин Попков.

Как заработать "на другом", показывает крупнейший российский сервис интернет-знакомств "Мамба.ру". Пользователь абсолютно бесплатно регистрируется на сайте, однако чтобы получить дополнительные возможности (например, быть невидимым для некоторых пользователей или, наоборот, находиться на первых страницах сайта), он должен отправлять платные SMS. Именно предоставление платных услуг пока приносит основную часть доходов социальным сетям во всех странах. Так, например, выручка "Мамба.ру" в 2007 году превысила 300 млн руб., причем большую часть средств составили SMS-платежи. Оставшаяся часть была получена в виде электронных денег, платежных терминалов, карт оплаты и от размещения рекламы на партнерских сайтах.

Альберт Попков говорит, что с интересом следит за тем, как на сайте "Вконтакте.ру" запустили платные услуги. "На самом деле, мы тоже планируем расширить наши возможности и сделать платные услуги. Но могу заверить, что уже существующие услуги так и останутся бесплатными",- добавляет г-н Попков.

КоммерсантЪ